Музыкально-хореографический спектакль “Повести Белкина” к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
В этом году мы все отмечаем замечательную дату – 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, и, конечно, такую знаменательную дату не мог обойти стороной наш любимый Национальный театр танца им. С.А. Зверева-Кыыл Уола. Театр порадовал нас новой оригинальной постановкой, по мотивам произведений А. С. Пушкина – «Повести Белкина».
7 марта на сцене Центра культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина собрались все поклонники и любители как А. Пушкина, так и Национального театра танца Якутии. Силами молодых артистов балета был поставлен спектакль, состоящий из пяти хореографических новелл: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» под руководством Долааны Федотовой – хореографа-постановщика этого спектакля.
Пушкинские произведения всегда занимали почетное место в мире балетного театра. В сердцах любителей балета навсегда оставили неизгладимый след ярчайшие произведения Александра Сергеевича, получившие на балетной сцене свою основную жизнь для нас, поклонников классического балета, в главных ролях, которого блистали Г. Уланова, М. Плисецкая и еще множество звезд русского и мирового балета. Такими произведениями хореографии стали: «Кавказский пленник, или Тень невесты» (К. Дидло), «Руслан и Людмила» (А. Глушковского), «Клеопатра» (измененный вариант «Египетских ночей») (М. Фокина), «Золотая рыбка» (М. Мордкина), «Онегин» (Дж. Кранко), но, самым знаменитым, потрясшим театральный мир, отражавшим глубочайший драматизм, и нежнейшую лирику Александра Пушкина, является балет «Бахчисарайский фонтан» в постановке Р. Захарова на музыку Б. Асафьева, который считается шедевром мирового классического балета и гимном вечной любви. Все эти балеты наполнены духом и атмосферой того времени, в котором жил сам поэт, и которые были поставлены в исторически точной стилистике и насквозь пронизаны поэтикой Пушкина.
Новая хореографическая постановка Национального театра танца Якутии, на тему Пушкинских произведений, в корне отличается от постановок в других театрах. Хотелось бы отметить некоторые характерные особенности этой постановки. Первое и самое главное – это музыка. Именно она ведет мысли и фантазию балетмейстера, к определенному решению всего произведения. Музыкальное решение этого спектакля кардинально отличается от ожидаемого классического. В нём с трудом можно увидеть теплые, живые образы, заставляющие зрителя сопереживать и проникаться любовью к персонажам автора. Музыка, изобилующая жесткими звуками и ритмами, представляет балет в новом стиле, более приближенным к современным направлениям танца, в частности модерн, контемпорари, свободная пластика и др. Данное музыкальное решение заставляет хореографа-постановщика создать свой балет в таком же характере, стиле, как того требует музыка. Постановка насыщена элементами модерна, свободной пластики, но, как и музыка, эти элементы достаточно условно раскрывают и показывают зрителю все переживания, волнения и эмоции героев. Сложно ощутить внутренний мир героев повестей Пушкина, проникнуться ощущением сопереживания, сочувствия к живым и ярким персонажам автора, с их интеллигентностью, благородством трагической судьбой.
Режиссерское решение данного спектакля весьма спорно. Зритель, хорошо знающий этот небольшой шедевр гения, может определиться во мнении о недостаточно полно и глубоко раскрытой драматургии. Не хватает определенности в построении экспозиции, как всего произведения, так и каждой хореографической новеллы в отдельности. Буквально все элементы хореографической драматургии (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) так же недостаточно чётки и выразительны, что впрочем, можно списать на особенности жанра. Трудно понять, какую цель преследовали постановщики, вынося на суд зрителя данное произведение.
Хореографическая драматургия, также как и режиссура спектакля, кажется весьма условной, ведь все пять повестей проходят перед зрителем всего за 1 час, и за это время трудно музыкально раскрыть всю глубину каждой повести, причем, музыку трудно назвать глубокой и проникновенной, волнующей душу зрителя. Скорее, музыка заставляет зрителя воспринимать старые, как мир, проблемы глазами молодого человека, гораздо более циничного и менее чуткого, считающего свои проблемы более важными в этой жизни, чем всё остальное. Лично мне хотелось бы, чтобы все пластические сцены (особенно связующие) были более выпуклыми и понятными. Это небольшой камушек в адрес режиссера-постановщика.
Показалось что, в балете явно не хватает связи между отдельными эпизодами повествования, а также общей мысли, объединяющей все повести в единое хореографическое целое. Связующие эпизоды, на мой взгляд, не достигают цели, которая была поставлена авторами спектакля. Получился своеобразный хореографический дивертисмент по мотивам А.С. Пушкина, только в стиле Д. Баланчина (например «Драгоценности») прошу прощения за столь вольное сравнение, но, если Баланчин потряс нас своей «неоклассической» лексикой, то здесь мы увидели новое решение литературного произведения с использованием современной хореографии.
При всех сложностях нельзя обойти энтузиазм, как постановщиков, так и исполнителей, смело окунувшихся в сложную и новую для себя работу. Молодые исполнители постарались в силу своих возможностей раскрыть сдержанные и условные образы (диктуемые музыкой спектакля и его жанром), увязать для себя жизнь своих хореографических персонажей с жизнью героев произведения А.С. Пушкина.
Хотелось бы выделить молодого артиста Петра Филатова особенно в новелле «Гробовщик». Именно эта новелла, показалась наиболее близка к Пушкинскому оригиналу, как музыкально, так и хореографически. Исполнение образа Адриана Прохорова, Филатовым выглядело и органичным и стилистически близким для понимания образа актером.
Нельзя обойти вниманием и других молодых исполнителей: Сарика Шин, Светлану Чирикову, Ольгу Ботуеву, Сахайаану Сатыбалдиеву, Дьулуура Андреева, Георгия Уваровского, Валерия Прокопьева, Николая Павлова, которые постарались решить поставленные перед ними сложные задачи. Каждый исполнитель выложился в полную силу, пытаясь найти что-то общее между условностью жанра и глубиной авторского произведения.
Также хотелось бы отметить весь творческий коллектив, всю постановочную группу, а также руководство театра за всемерную поддержку молодых артистов в поиске новых стилей, жанров в хореографии.
Мнение об этом спектакле весьма неоднозначно, можно услышать как восторженные, так и критические оценки новой работы театра. Несмотря на то, что НТТ является общепризнанным эталоном традиционного народного танца, ему не чужды поиски новых хореографических форм, видов и стилей. Данная работа как раз является примером таких поисков.
Современный юный зритель найдет что-то близкое для себя в таком решении, а воспитанный на традиционных классических образцах литературы А.С. Пушкина, наверняка будет иметь свое мнение, скорее всего, не совпадающее с мнением другой части публики. Но, именно в поисках театр растет и развивается.