К 100-летию Аксении Посельской: об артистах балета Национального театра танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола
В этом году в Якутии отмечают 100-летие первой якутской балерины, хореографа-постановщика, педагога Аксении Васильевны Посельской, внесшей значительный вклад в развитие хореографического искусства республики. Сегодня династия Посельских – известна в мире балета России и за её пределами. По стопам матери пошла её дочь, Наталья Семёновна Посельская – балерина, педагог, основатель, первый директор и художественный руководитель единственного профессионального хореографического учебного заведения на Дальнем Востоке. Внуки и правнуки Аксении Васильевны и Натальи Семёновны также посвятили себя служению якутскому балету.
В 1966 г. в Якутском республиканском культурно-просветительном училище при активнейшем участии Аксении Васильевны открылось хореографическое отделение, где она работала заведующей отделением, педагогом классического танца и композиции танца до конца своей жизни. Среди её многочисленных учеников – артистки балета первого состава Государственного ансамбля танца Якутии, ныне художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РС(Я) Светлана Бессонова и заведующая художественно-постановочной частью, заслуженный работник культуры РС(Я) Лена Аркадьева. Балетмейстер, заслуженный работник культуры РС(Я) Юрий Фёдоров в годы учёбы в училище дополнительно брал уроки классики у Аксении Васильевны. Все они вспоминают её как строгого педагога, требующего чистоту и академизм исполнения.
В Национальном театре танца РС(Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола плодотворно работают несколько поколений выпускников Якутской балетной школы им. Аксении и Натальи Посельских, радуя самобытной культурой зрителей по всему миру. Благодаря совместным усилиям и кропотливой работе Натальи Семёновны Посельской, директора Национального театра танца Александра Ивановича Алексеева и художественного руководителя Геннадия Семёновича Баишева в 1997 г. в хореографическом училище впервые было открыто экспериментальное народное отделение специально для будущих кадров НТТ.
Спустя 6 лет танцевальная труппа пополнилась большой группой молодых, амбициозных танцоров. Это было историческое, а самое главное – очень радостное событие в творческой жизни театра. Выпускники Изабелла Егорова (Максимова), Владислав Попов, Диана Иванова, Реворий Прокопьев, Максим Герасимов, Анна Попова (Тарбахова), Александра Семёнова (Архангельская), Ульяна Ядреева (Максимова), Мария Заболоцкая (Наумова), Анжелика Кириллина (Илларионова), Дмитрий Кириллин сразу влились в коллектив, вошли в основной состав. Своим задором и энтузиазмом они внесли свежую струю, атмосферу большого творческого оживления: зрители сразу отметили новые лица и новые силы в труппе. (фото 1 и 2)
Им, первым профессиональным танцорам с квалификацией «Артист ансамбля народного танца» были открыты все дороги. Мечта Геннадия Семёновича о профессиональных танцовщиках с балетным образованием сбылась: он ликовал, буквально «носил их на руках». Для них специально ставились танцы, создавались образы и роли в спектаклях, этнобалетах. Он утверждал их на главные роли в своей фундаментальной постановке, трилогии-олонхо «Бэрт Хара». Так, в части первой «Айыы аймаҕа» (Срединная земля) на музыку Николая Петрова Диана Иванова исполнила красавицу Среднего мира Айталы Куо, Максим Герасимов – Кылыы Боотура, Владислав Попов – Куллуруһуу Боотура и Богатырского коня, Изабелла Егорова, Ульяна Ядреева, Анна Попова – диковинных оленей, Анжелика Кириллина, Реворий Прокопьев – волшебных бабочек. (фото 3,4, 5)
В части второй “Үөдэн түгэҕэ” (Нижний мир) Полины Ивановой Диана Иванова вновь представила Айталы Куо, Изабелла Егорова – Илбис Кыыс, Владислав Попов – Богатырского коня, Анжелика Кириллина – Скелет, Анна Попова – Айыы Умсуур Удаган. Ульяна Ядреева исполнила Девку Нижнего мира Кыпсыдаану, Александра Семёнова – Сарахану, Реворий Прокопьев – Бохсоллой Боотура. В части третьей «Үөһээ дойду дохсуннара» (Воители Верхнего мира) Изабелла Егорова исполнила роль Кыыс Ньургустай, Владислав Попов – Хахайдаана, Анна Попова – Айыы Умсуур Удагана.
За долгие годы работы в театре артисты – народники первого поколения станцевали весь репертуар, объездили с гастролями всю республику, представляли танцы народов Якутии в городах России и за рубежом, создали немало образов и ролей в других постановках Геннадия Семёновича и других хореографов. Многие из этого первого народного выпуска достигли немалых успехов на своём интересном, насыщенном творческом пути.
Владислав Попов – заслуженный артист РС(Я) (2017), дипломант международного конкурса «Золотая ласточка» (Монголия, 2005). Ему одному посчастливилось выступить с сольным танцем «Чохчоохой» в Москве, Концертном зале им. П.И. Чайковского по случаю вручения художественному руководителю Геннадию Семёновичу приза «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда народного танца». Владислав был поражён масштабом мероприятия, уровнем и мастерством исполнителей и выдал свой коронный номер на 100%, заслужив горячие аплодисменты от жителей и гостей Первопрестольной. (фото 5)
Сольные танцы Владислава в концертном репертуаре театра – русские «Барыня» и «Танец с табуреточкой», аргентинский «Гаучо», бурятский «Охотник и орёл», «Якутяночка», юкагирский танец «Лебедь и лебёдка», «Олень и оленевод», монгольский «Вороной конь», греческий «Сиртаки», «Чукотский танец» (хореография Г. Баишева). Все они обнаружили безусловную одарённость пластичного и гибкого артиста, танцовщика открытых эмоций и острой национальной характерности.
Увлечённость любимым делом, удивительная работоспособность молодого артиста привлекали и других хореографов: он танцует современный танец «Сотвори меня» (И. Егорова), «Куклы» (А. Соловьёв), бурятский танец «Баяр» (постановка Ц. Бадмаева), «Степ» и др. С этими концертными номерами Владислав с коллективом гастролировал по всей Якутии. Неизгладимый след в карьере артиста оставил конкурс «Золотая ласточка» в Улан-Баторе, собравший солистов – профессиональных исполнителей, сильнейших танцоров стран Азии. В дуэте с Таисией Бандеровой были показаны «Северные картинки» и «Чохчоохой». Артисты получили положительные отзывы хореографов, участников конкурса, критиков. Сценический темперамент, харизма, самобытный дар Владислава покорили и членов жюри: домой он вернулся дипломантом престижного международного конкурса.
Дарование артиста ярко раскрылось в спектаклях: «Уруу» (Земное родство) – Дух огня, «Атыыр мунха» (Большая рыбалка) – Молодой рыбак, «Айыы аймаҕа» (Срединный мир) – Куллуруһуу Боотур, Богатырский конь, «Үөһээ дойду дохсуннара» (Воители Верхнего мира) – Хахайдаан, «Бохсуруйуу» (Изгнание злого духа) – один из духов помощников шамана, «Ярхадана» – Дух огня, «Дети Белого Солнца» – Старик Торсын, «Киһи» – Кюех Боллох, «Ситим» (Связь) – Собака и др. Привлекательность всех его персонажей в убеждающей эмоциональности, красноречивости пластики, поэтому они всегда находят отклик в сердцах зрителей. Владиславу подвластны героические и комедийные, лирические и трагедийные роли. Один из примеров тому – заглавная роль Манчаары в одноимённом спектакле.
Изабелла Егорова – заслуженная артистка РС(Я) (2018), отличник культуры РС(Я) (2014), лауреат I Открытого республиканского конкурса хореографов-балетмейстеров им. Е.А. Степановой (2012), обладатель дипломов Национальной премии «ТЕАТР МАСС» лауреатов в номинации имени Игоря Моисеева -@moiseev_ballet «ЛУЧШАЯ РАБОТА ХОРЕОГРАФА» (2019). В репертуаре Изабеллы Егоровой сольные и дуэтные номера: “Танцующий олень”, “Якутяночка”, “Приветственный танец”, “Кыыс Амма”, “Кабардинка”, “Удаҕан”, “Испанское трио”, “Луна”, “Вернись, мгновенье”, “Благословление богатырского копья”, “Сотвори меня”, “Айылҕа күүһэ”, “Индийский танец”, “Филиппинский танец”, “Чукотский танец” из спектакля “Ярхадана”, хореографическая композиция “Подруги”, “Арагонская хота”, “Чистота”. (фото 6)
Роли и образы в спектаклях: Кыр Кыыс – «Бохсуруйуу» (Изгнание злого духа), Чыбыллаан – «Атыыр мунха» (Большая рыбалка), Лолита (главная роль) – в спектакле «Лолита», одна из Речек Ярхадана (главная роль) – «Ярхадана», Илбис Кыыс – I и II части “Yөдэн түгэҕэ” (Нижний мир), Кыыс Ньургустай (I исп.) – III части «Үөhээ дойду дохсуннара» (Воители Верхнего мира) трилогии-олонхо «Бэрт Хара», Абааhы Кыыhа (I исп.) – «Бэрдьигэс Куо», Девушка Агафья – «На краю Ойкумены», Тумат хоһуун кыыс (I исп.) – «Ньырбакаан», Мать Манчаары – “Манчаары”, Уйгулаана – “Киһи” (Человек), Любовь (главная роль, I исп.), в шоу-перфоманс «Чувства», Злюка – «Золушка», Вень-Вень – «Волшебная кисточка», Бастинда – «Волшебник Изумрудного города», Старший козлик – «Волк и семеро козлят».
Кроме исполнительской деятельности Изабелла Егорова – постановщик танцев и хореографических композиций «Вернись, мгновенье!», «Чудный мастер», «Роковое танго», «Сотворение мира», «Бег за временем», «Индейский вождь», «Чистота», «Луна», «Прыжок в неизвестность». Крупными её работами являются шоу-перфоманс «Чувства» (2014) и этнобалет «Киһи» (2019). Изабелла – номинант премии «Желанный берег» за роль Матери Манчаары в номинации «Лучшая роль второго плана» (2017), номинант премии «Желанный берег» в номинациях «Лучшая работа хореографа» и «Лучшая работа режиссёра» этнобалета «Киһи» (Человек) (2020). В настоящее время Изабелла Егорова – известный режиссёр-постановщик, хореограф-постановщик международных, российских и республиканских мероприятий.
Отличники культуры РС(Я) Ульяна Ядреева (фото 7), Анна Попова, (фото 8) Мария Заболоцкая (фото 9) сегодня продолжают работать в театре. Многие годы они исполняют ведущие партии и главные роли в спектаклях. Отличник культуры РС(Я) и член профкома Анжелика Кириллина (фото 10) завершила танцевальную карьеру и направила свое русло в другую деятельность. Александра Семёнова (фото 11), после успешной исполнительской деятельности, открыла свои новые грани. Сегодня она является преподавателем хореографических дисциплин в Детской школе искусств. В целом, весь состав первого выпуска внёс мощный вклад в развитие театра.
Спустя 10 лет, в 2012 г. состоялся второй выпуск народного отделения. В театр пришли Виолетта Ноговицына (Афанасьева), Любовь Степанова (Иванова), Алексей Максимов, Семён Кузьмин, Алёна Ядреева (Иванова). (фото 12)
Виолетта Ноговицына ещё на последнем курсе успешно приняла участие в IВсероссийском конкурсе «Русский балет» в Москве, учреждённым Министерством культуры РФ и Фондом социально-культурных инициатив, председателем оргкомитета является Светлана Медведева. Это единственный у нас в стране конкурс, в котором принимают участие только студенты выпускных классов балетных школ. Виолетта, окончившая ускоренное народное отделение, достойно показала классические вариации и стала дипломантом престижного конкурса. В театре она является ведущей солисткой и исполнила главные роли в спектаклях Айыы Куо («Дети Белого Солнца»), Оһуор Туос в одноименном спектакле, Уяньдя («На краю Ойкумены»), Кыыс Кыскыйдаан – (“Үөдэн түгэҕэ”) трилогии-олонхо «Бэрт Хара», Күөх Кэтириис («Манчаары»), Сааскылаана («Эрбэхчэй и Сааскылаана»). (фото 13)
Отличники культуры РС(Я) Алексей Максимов (фото 14) и Семён Кузьмин (фото 15)– сильнейшие и стабильные танцоры мужского состава. В репертуаре Семёна Кузьмина: душа Сэмэнчик – «Бохсуруйуу» (Изгнание злого духа), шут Хара Хаана и Хара Хаан – «Дети Белого Солнца», Фёдор – “На краю Ойкумены”, Олоон Долоон (I исп.) – “Халдьаайы” (Курган), сын Кыдьыктаах Кыччааная (I исп.) – “Хара саһыл” (Чёрная лиса), Кюех Боллох – “Ситим” (Связь); Алексея Максимова: Человек (I исп.) – Үрэн Хоһуун – “Ньырбакаан», Хромой (I исп.) – “Куллустай Бэргэн” (2015), шоу-перфоманс “Чувства” (2014), Хаардьыт Бэргэн (I исп.) – “Халдьаайы” (Курган) (2019); Любови Степановой – Ньырбакаан в юности («Ньырбакаан»), Пегги Блю (I исп.) – «Оскар и Розовая Дама», Сардаана (I исп.) – «Пять весёлых коров Старушки Бэйбэрикээн» (2023).
Помимо выпускников двух народных отделений в театре плодотворно работают выпускники классического отделения – Валентина Аммосова (Саввинова), Саина Винокурова, Василий Эверстов, Николай Павлов, Саскылана Жиркова (Аржакова) и совсем молодые Виктория Син, Пётр Филатов (Портнягин), Валерий Прокопьев, Георгий Уваровский, Сахайаана Сатыбалдиева, Дарьяна Тихонова, Ольга Ботуева, Сарика Шин, Светлана Чирикова и др.
Солистка Валентина Аммосова – отличник культуры РС(Я), дипломант VIIМеждународного конкурса сольного национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок Дружбы» (2013), лауреат III Китайского международного шоу монгольского (этнического) танца в Хух-Хото (Внутренняя Монголия, Китай) (2019), участник I Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2014) имеждународного праздника Навруз-Байрам (Эскешихер, Турция, 2014). В её богатом творческом багаже сольные танцы «Тарантелла», «Дэйбиирдээх үҥкүү», «Танцующий олень», «Кыыс Амма», «Кабардинка», «Первый снег», в дуэте и трио: индусский танец из балета «Баядерка», «Лебедь и лебёдка», «Северные картинки», бурятский танец «Баяр», «Приветственный дуэт», «Якутяночка», «Омуканово», «В царстве Чысхаана» и др. (фото 16)
Мастер лирических и острохарактерных партий, талантливая Валентина создала огромное количество образов и ролей: Айталы Куо, райские птички – часть I «Айыы аймаҕа» (Срединный мир) трилогии-олонхо «Бэрт Хара», Аптаах Кыыс (I исп.) – «Ньырбакаан», Кюн Нуогадьын (главная роль, I исп.) – “Куллустай Бэргэн” (2015), сестра Манчаары (I исп.) – “Манчаары” (2016), одна из речек Ярхадан – “Ярхадана”, Ерюся – “Бохсуруйуу” (Изгнание злого духа), Дьыбарсын – “Легенда о северной звезде”, Душа Девушки – “Уруу” (Земное родство), Ёрче – “На краю Ойкумены”, Оһуор Туос, Чыпчаххайдаах Удаган – “Оһуор Туос”, Аан Алахчын Хотун в молодости (I исп.) – “Киһи” (2019), Айыы Куо – “Дети Белого Солнца”, Удаган (I исп.) – “Айыы аймах биһигэ” (Колыбель народа Саха) (2022).
Яркий, харизматичный солист балета Василий Эверстов (фото 17)– отличник культуры РС(Я) (2023), участник Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов (Москва, 2014). В его творческой копилке: Тыгын Дархан (I исп.) – «Ньырбакаан» (2013), Куллустай Бэргэн (I исп.) – «Куллустай Бэргэн» (2015), Тимир Уол (I исп.) – «Дети Белого Солнца» (2017), Модун (I исп.) – “Киһи” (2019), Харыс Тюекэй (I исп.) – «Халдьаайы» (Курган) (2021), Арсан Дуолай (I исп.) – “Ситим” (Связь) (2023). Василий – колоритный артист, высокого роста, стройный, ловкий. Он каждый раз показывает сильный мужской танец, ценится как великолепный партнёр. Его танец наполнен одухотворённостью, естеством, достоинством и полным соответствием образу.
Среди танцоров мужского состава выделяется Николай Павлов. Обаятельный, высокий, стройный танцовщик создал гармоничные для своей индивидуальности образы Бога Солнца в этнобалете «Дети Белого Солнца», Ексёкю (I исп.) в хореографической легенде «Ситим» (2023). (фото 18)
Великолепна солистка балета Саина Винокурова (фото 19), громко заявившая о себе после исполнения главной роли Муҥур Кутурук в этнобалете «Киһи». Вслед за удачным прочтением этой роли, Саина представила главные роли Кюн Кылбака – “Халдьаайы” (Курган) (2021), Мать Волчица, Айыы Куо – “Дети Белого Солнца”, Кемюс (I исп.) – “Ситим” (Связь). Убедительна она и в детских сказках: Разбойница – “Доктор Айболит”, Рассказчица – “Колобок”, Первая корова (I исп.) – “”Пять весёлых коров Старушки Бэйбэрикээн” (2023). Саина – настоящий профессионал, немногословная, строгая, смелая танцовщица с внутренним стержнем. На спектаклях и концертах всегда выкладывается на 100%, демонстрируя сильную технику, невероятные поддержки, лёгкие прыжки, удивительную гибкость и уникальный шаг. Этой осенью Саина прошла кастинг для участия в XV Международном фестивале-конкурсе сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 18 октября 2024 г. в Грозном.
Ещё одна яркая солистка с большим потенциалом – Саскылана Жиркова (фото 20)–чувственная, многогранная, работоспособная, с богатым внутренним миром и интуицией. Саскылана раскрыла образы и главные роли в спектаклях театра: Аан Алахчын Хотун (I исп.) – “Манчаары” (2016), Мать Волчица (I исп.) – “Дети Белого Солнца” (2017), Туруйа Удаҕан (I исп.) – “Киһи” (2019), Хара саһыл (I исп.) – “Хара саһыл” (Чёрная лиса) (2020), Подруга Кемюс (I исп.) – “Ситим” (Связь) (2023), Гордыня – перфоманс “Чувства”, одна из речек Ярхадан – “Ярхадана”.
С большим удовольствием она играет в детских спектаклях: Коза Маша – “Волк и семеро козлят”, Волшебница Стелла – “Волшебник Изумрудного города”, Атаманша – “Славные актёры города Бремен”, Муус Көтөр (Ледяная Дева) (I исп.) – “Эрбэхчэй и Сааскылаана” (2018), третья корова (I исп.) – “Пять весёлых коров Старушки Бэйбэрикээн”. В 2023 г. с большим успехом прошёл первый сольный концерт семьи Жирковых. Саскылана с мужем Эдуардом преподнесли творческий вечер “Танец любящих сердец”, для которого Эдуард сочинил несколько номеров, а Саскылана их усовершенствовала, доводила до ума. Особенно отрадно то, что эта пара живёт творчеством, артисты горят, много ищут, придумывают, ставят и исполняют много концертных номеров. Надеемся, что впоследствии они станут хорошими постановщиками.
К сожалению, жизнь вносит свои коррективы. Некоторые артисты в силу разных причин и обстоятельств оставляют театр, меняют своё поприще. Среди них солисты Диана Иванова, Майя Ноева (Монастырёва), Алина Павлова, Матрёна Шишигина, Евгений Апросимов, которые являлись первыми исполнителями спектаклей и этнобалетов, яркими солистами концертных номеров.
И последнее: сегодня у нас большая надежда на молодых, сильных, хорошо подготовленных артистов балета – Валерия Прокопьева, Сахайаану Сатыбалдиеву, Дарьяну Тихонову, Ольгу Ботуеву, Сарику Шин, Светлану Чирикову, Викторию Син, Георгия Уваровского, Петра Филатова и др.
Благодаря качественной подготовке кадров в Якутской балетной школе, Национальный театр танца достигает больших результатов, успехов, известности, признания не только в родной республике, но в России и за рубежом. Артисты и специалисты театра выражают большую благодарность тем, кто стоял у истоков создания и развития хореографического искусства республики, среди них, безусловно, первой была Аксения Васильевна Посельская.
Вера Черноградская
заведующая литературной частью
НТТ РС(Я) им. С.А.Зверева-КыылУола,
Заслуженный работник культуры РС(Я),
член СТД РФ